К содержанию ↓
МАОУ СОШ №18 города Балаково

МАОУ СОШ №18 города Балаково

МАОУ СОШ №18 города Балаково

Рекомендации учителя-логопеда (учителя – дефектолога) для родителей (законных представителей) школьников

Рекомендации учителя-логопеда (учителя – дефектолога) для родителей (законных представителей) школьников

Опубликовано 13-10-2021

Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.
Важно помнить, что при организации данной формы работы мы опираемся на помощь родителей, так как родители становятся незаменимыми партнерами, "руками" специалиста. Без помощи родителей невозможно организовать коррекционный процесс в дистанционном режиме.
Конечно никакое, даже хорошо спланированное и грамотное обучение на "удаленке" не заменит реального общения логопеда с воспитанниками, где специально организованные условия и благоприятная развивающая среда способствуют более эффективному развитию и коррекции языковой системы детей. Но когда возможности свободного общения ограничены внешними обстоятельствами, не надо сидеть сложа руки, а лучше найти способы помочь нашим детям и дальше познавать окружающий мир, учиться и развиваться.
На период обучения с использованием дистанционных технологий соблюдаем оптимальный для ребёнка режим дня. Обогащаем словарный запас. Занимаемся творческой деятельностью, развиваем физическую активность и ловкость. Формируем мотивацию к достижению успеха в познавательной деятельности.
Все задания носят рекомендательный характер.
Для обучающихся 1 классов занятия следующего типа:
1) Упражнения по развитию мелкой моторики;
2) Артикуляционная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика проводится утром перед зеркалом. Гимнастика должна проходить в непринуждённой обстановке, в форме игры. За любое правильно выполненное задание ребёнка надо похвалить и поблагодарить. Обычно ребёнку предлагается выполнить 2-3 упражнения, вот некоторые из них (базовые упражнения)
"Улыбочка":
зубы вместе, губы весело улыбаются.
"Трубочка":
зубы вместе, губы вытянуты в трубочку.
"Лопаточка":
рот широко открыт,губы улыбаются, широкий распластанный язык лежит на нижней губе
"Иголочка":
рот широко открыт, губы улыбаются. Язык выдвинут вперёд, кончик языка напряжён. Неважно, поднимается он, или нет.
"Болтушка":
рот широко открыт, губы улыбаются. Плечи вниз. Весело поболтать языком от верхних альвеол к нижним.
"Часики:
губы улыбаются, кончик языка прячется то в один угол рта, то в другой.
Правильность: без поворота головы, язык точно попадает в угол рта.
"Орешек":
рот приоткрыт, язык изнутри упирается то в одну щёку, образуя шарик, то в другую. Правильность выполнения: ребёнок выполняет упражнение без поворотов головы, язык попадает точно в центр.
"Вкусное варенье":
рот приоткрыт, губы улыбаются. Кончик языка медленно описывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу.Неправильно, когда язык совершает хаотичные движения.
"Качели":
рот широко открыт, губы улыбаются.Язык выдвинут вперёд. Кончик языка то опускается вниз, то поднимается вверх (это упражнение готовит язык для переключения от "мостика" к "чашечке".
"Мостик":
Рот широко открыт, губы улыбаются. Язык выгнут горбиком, кончик языка упирается в альвеолы за нижними зубами. Вдоль языка-желобок.
"Грибочек":
губы улыбаются, рот широко открыт, присосать язык к нёбу.
"Чашечка":
рот открыт, губы улыбаются. Язык сделать чашечкой- загнуть края и кончик языка в чашечку.
3) Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Вот некоторые упражнения для развития речевого дыхания:
"Футбол".
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: "Кто быстрее".
"Бульбульки".
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "бульбульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "бульбульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.
"Волшебные пузырьки".
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
"Дудочка".
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
"Губная гармошка".
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
"Свеча".
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным и плавным. Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Для обучающихся 2-4 классов содержание заданий несколько иное. Детям предлагается больше письменных упражнений, как по отработке различения звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, орфограмм, так и заданий на развитие внимания, зрительного восприятия.
Письмо:
◦ Тренируемся в списывании с печатного и рукописного текста.
◦ Письмо слов и предложений под диктовку. Выделение орфограмм с последующим их объяснением.
◦ Письмо под диктовку и по памяти словарных слов. Составление предложений, используя словарные слова.
◦ Стараемся не указывать на допущенные ошибки. Ребёнок должен искать их сам и объяснять в чём ошибся.
◦ Повторяем все изученные правила, стараемся их объяснять и применять.
◦ Работаем в тетрадях, соблюдая орфографический режим!
Чтение:
◦ Чтение вслух.
◦ Совместное / поочерёдное чтение ребёнка и взрослого.
◦ Подчеркивание при чтении незнакомых слов, уточнение их значения.
◦ Самостоятельное чтение ребёнком с последующей проверкой понимания прочитанного. (Ответы на вопросы или пересказ) .
Для работы можно использовать любые дополнительные учебные пособия, которые есть дома, в соответствии с возрастом ребёнка.

Общие рекомендации
Читайте книги вместе с ребенком. В первом классе трудно самим читать книги, надо читать вместе. Существует очень интересная и результативная методика - каждый час читать по 5 минут. Всего по пять минут. Первоклассник не успеет утомиться. Книжка должна ему нравиться, иметь крупный шрифт, красивые картинки. Ребенок сам выберет себе книжку. Там, где он остановился, пусть поставит точку карандашом. Закладка должна быть красивой.
Важно просматривать школьные тетради школьника. Напоминайте, как пишутся буквы, в какую сторону они обращены, куда направлены хвостики, как соединяются буквы, чтобы "о" не напоминала "а", а некоторые буквы не выглядели уж вовсе диковинно.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме.
Звери
Массаж подушечек пальцев. После пятой строчки происходит смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец) .

Развитие зрительно-пространственных представлений.
- "Найди спрятанное". Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: "Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.".
Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

- "Графический диктант по клеточкам". Это задание
помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

Ниже приведены упражнения, с помощью которых активизируются все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; развивается звукобуквенный анализ слов; различаются гласные и согласные.

Зашифруй слово: вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга) . Используется при работе со словарными словами
-а-, - - и- а.
Угадай слово. На листочке пишутся только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. (Сапоги, молоко)
(Отрабатывается механизм избирательности при письме) .
Затем предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными.
Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет.
Шк-л-, -л-ц-, с-мк- В-т-р п- м-р- г-л--т.
(Используется при работе со словарными словами.)
Подбери слова к заданным схемам.
-а- Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар.
-а-а Каша, Маша, папа, жаба, лама.

Составь слова из данных букв.
(л,к,ж,у,а) Лужа, жук, лук, уж, лак.
(р,ы,б,а,к) Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак

Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв
Кот, каша, булка, машина

Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ
Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, :..

Расшифруй слова и назови одним словом.
а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с
тапки туфли ботинки сапоги - это. .. обувь

б) ь,о,ч,н ч,е,е,р,в у,о,р,т н,е,д,ь
ночь вечер утро день - это. .. сутки

Благодарю Вас за совместную работу, мотивацию, организованность, поддержку и оперативную помощь в решении различных вопросов!


Учитель-логопед (учитель-дефектолог) Светлана Викторовна Бучарская

 

 

Рейтинг@Mail.ru